Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Щучинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Новодворская средняя школа Щучинского района
Термин «буллинг» означает систематические издевательства, запугивание и травлю конкретного человека. Осуществляются такие действия как одним обидчиком, так и группой людей.
Проблеме буллинга в школе уделяется на порядок больше внимания. По мнению психологов, с травлей сталкивается больше 15% детей. Одним из них приходится терпеть издевки со стороны сверстников .
Каким бывает буллинг
Исходя из особенностей проявления, буллинг чаще всего классифицируют так: Вербальный. Проявляется в форме словесных издевательств, оскорблений, неуважительных комментариев. Физический. Физическое запугивание и устрашение посредством толчков, блокировок, повторяющихся ударов. Социальный. Это постепенная социальная изоляция жертвы. Человека намеренно не допускают к работе группы, общению с ее участниками. Кибербуллинг. Проявляется в распространении через интернет неправдивых слухов, обвинений, угроз. Травля может происходить как в личной переписке (в том числе по электронной почте), так и на страницах социальных сетей. Столкнуться с такими проявлениями травли можно в самых разных сферах жизни. У детей и подростков это чаще всего происходит в школе и в интернете, у взрослых ― на работе или онлайн. Выделяют несколько распространенных видов взрослого буллинга ― моббинг, боссинг и троллинг.
Что делать жертве буллинга?
Поговорить с обидчиками и выяснить, в чем причина такого отношения. Возможно, дело в неком конфликте, решение которого поможет прекратить агрессию.
Не молчать. Молчание — это немое одобрение происходящего. Если буллинг происходит в школе, следует обратиться к преподавателям, школьному психологу, директору.
Найти поддержку у тех, кому доверяете.
Если человек, узнавший о буллинге, не предпринимает ничего, чтобы это остановить, следует обратиться к кому-нибудь еще. Также есть специальные службы, готовые поддержать и помочь советом в такой ситуации.
Обратиться к психологу. В последнее время все больше людей заботятся о своем ментальном здоровье, обращаясь к специалистам. И это правильно: психолог выслушает, предложит варианты решения проблемы, поможет выстроить линию поведения.
Вести дневник. Записи того, где и когда была проявлена агрессия, скриншоты сообщений с угрозами или оскорблениями, а также то, какие чувства они вызвали, могут пригодиться. Проще говоря — собирайте доказательную базу.
Зафиксировать травмы. В случае, если жертва была подвержена физическому насилию, стоит обратиться в медпункт для официальной фиксации ушибов и побоев.
Обратиться в инстанции. Имея доказательства, можно подать заявление в милицию. Это не трусость, а адекватное отношение к своему здоровью.
Как помочь жертве буллинга
Поблагодарить за доверие. Простое «спасибо» даст понять, что вы подходите к проблеме с пониманием и серьезностью. Это очень важно для человека, который думает, что остался 1 на 1 со своей бедой.
Не обвинять. В случае с буллингом, проблема — в агрессоре, а не в жертве.
Убедить обратиться за помощью. Порой люди делятся проблемами не с целью найти найти решение, а чтобы не нести груз в одиночестве. В таком случае стоит убедить собеседника в серьезности ситуации, предложить вместе обратиться к людям, способным повлиять на нее.
Буллинг — распространенная проблема, столкнуться с которой может каждый. Очень важно своевременно распознать его признаки и предпринять действия, направленные на прекращение травли. Заботьтесь о собственном психологическом здоровье.
Интернет-травля, или кибертравля, — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.
Для обозначения явления также используются англицизмы кибермо́ббинг — это термин, пришедший из английского языка (от англ. Cyber-Mobbing), также интернет-моббинг (Internet-mobbing), кибербуллинг (Cyberbullying),
троллинг (trolling — «ловля»), флейм (flame — «пламя»).
Травля осуществляется в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства. В том числе в Интернете посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) в социальных сетях, на форумах, а также через размещения на видеопорталах (YouTube, Vimeo и других) компрометирующих видеоматериалов и сообщений (как правило, с ненормативной лексикой), либо посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков).
Лица, совершающие данные хулиганские действия, которых часто называют «тролли», «булли» или «мобберы», часто действуют анонимно — так, что жертва не знает, от кого проистекают агрессивные действия.
Обычно под травлей понимают агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц.
В широком смысле травля представляет собой систематическое, повторяющееся в течение длительного времени третирование, оскорбление, унижение достоинства другого человека, например, в школе, на рабочем месте, в тюрьме, и через Интернет, и так далее. Типичные действия, осуществляемые при травле — это распространение заведомо ложной информации (слухов и сплетней) о человеке, насмешки и провокации, прямые оскорбления и запугивание, социальная изоляция (бойкот и демонстративное игнорирование), нападки, ущемляющие честь и достоинство человека, причинение материального или физического вреда.
К формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавляются возможности всемирной паутины, благодаря чему она приобретает следующие функции:
Круглосуточное вмешательство в личную жизнь. Травля не имеет временного или географического ограничения. Нападки не заканчивается после школы или рабочего дня. Киберхулиган (моббер) круглосуточно имеет прямой доступ через технические средства к жертве: мобильный телефон или профиль в социальных сетях и электронную почту. Благодаря постоянным номерам и учётным записям жертва не защищена от нападок и дома.
С другой стороны, не очень настойчивого и способного хулигана можно занести в чёрные списки и помечать его сообщения как спам.
Жертвы интернет-травли
Дети, которые стали жертвами травли в Интернете, как правило, уже ранее были её жертвами в реальной жизни. В большинстве случаев, основной удар преследователя приходится на внешний вид, на «аватар» подростка или взрослого (например, слишком худой или слишком толстый и так далее).
Основное количество жертв и их преследователей приходится на возраст между 11-16 годами — пубертатный период, характеризующийся высокой чувствительностью к любым оскорблениям, слухам и социальным неудачам.
В осуществлении преследований участвует примерно равное количество мальчиков и девочек. Исследование 2019 года показало, что 38 % из опрошенных людей сами когда-либо занимались травлей в Интернете, а 40 % из них воспринимали данное действие как шутку, проделку.
Учителям не всегда просто удается вовремя обнаружить случаи интернет-травли в школе на этапе их возникновения. Как правило, учителя узнают о случае травли достаточно поздно, на этапе эскалации конфликта. Упреждающие меры по узнаванию кибер-террора в школе могут способствовать смягчению конфликта и препятствуют его распространению.
Возможные признаки интернет-травли в школе:
Как только кто-то становится жертвой травли, так сразу к нему приходит ощущение полной беспомощности. Словесные аргументы или просьбы оставить в покое не имеют шансов в борьбе с анонимной кибермоббинг группой. Кибермоббингу подвергаются даже блогеры. Низкая самооценка жертвы обостряет ситуацию отчаяния и беспомощности. Оставшись «наедине» с преследователем, трудно ожидать помощи или поддержки со стороны: если негативное видео попало в сеть, то за короткий период времени оно наберет большое количество просмотров. Как следствием может стать незамедлительная социальная стигматизация жертвы.
Родители должны подробно расспросить ребёнка о случившемся прецеденте травли и информировать о нём школу. Взрослые могут также помогать детям и подросткам в противостоянии кибертеррору: например, могут сообщить правоохранительным органам, выступить в качестве медиатора в разрешении конфликта.
Совершенствование знаний и понимания в области медиакомптенций родителей, педагогов и воспитателей — лучшая профилактика в борьбе с преследованием.
Быстрые и превентивные действия против моббинга смягчают, а в лучшем случае предотвращают эскалацию конфликта.
Большинство жертв не отваживается обратиться за помощью и предать огласке их травлю, потому что боятся оказаться полностью изолированными от социального окружения. Однако на форумах и в социальных сетях любой пользователь может оперативно реагировать на сообщения с троллингом, подав на них жалобу администрации сайта, после чего модераторы или администраторы банят либо блокируют аккаунты мобберов. При этом куратор пострадавшей темы (форумы) или администрации сообществ (социальные сети) имеют возможность оперативно выдать временный бан в пределах темы/сообщества.
Повсюду в цифровом мире, как и в реальной действительности, распространяется принцип всеобщей ответственности: все люди ответственны за то, что они смотрят, что они делают, что они публикуют в Интернете.
Технологии |
Позитивное использование |
Возможные злоупотребления |
Мобильные телефоны |
|
|
Instant Messenger (IM) |
|
|
Чат |
|
|
|
|
|
Веб-камера |
|
|
Социальные сети |
|
|
Видео-порталы |
|
|
Система управления обучением |
|
|
Игровые порталы, виртуальные миры |
|
|
Вот несколько советов для преодоления этой проблемы в ходе разговора с детьми:
1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство. Советуйся со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев.
2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности. Хотя кибер-пространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, нужно знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом. И если некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реального вреду, все тайное становится явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого — накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить — трудно.
3. Храни подтверждения фактов нападений. Если тебя очень расстроило сообщение, картинка, видео и т.д., следует немедленно обратиться к родителям за советом, сохранить или распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми.
4. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать — часто кибербуллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами — игнор».
5. Если ты стал очевидцем кибербуллинга, правильным поведением будет:
а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву — лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в кибер-пространстве.
6. Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.
7. Не стоит игнорировать агрессивные сообщения, если письма неизвестного вам отправителя систематически содержат угрозы. В этом случае следует скопировать эти сообщения и обратиться к правоохранителям. Если оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к администратору для ее удаления.
Полностью искоренить кибербуллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Поэтому следует держать взрослых (родителей) в курсе своих проблем.
Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
Современную жизнь невозможно представить без компьютера. Достоинства использования компьютера в учебе и работе несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна. Но возникает вопрос, с какого возраста начинать общение с этой «умной игрушкой»?
Дети детсадовского возраста рассказывают, что проводят время за компьютерными играми дома, родители спрашивают совета, как поступить в ситуации, когда ребенок не желает оторваться от компьютера.
Для начала давайте рассмотрим все минусы и плюсы общения ребёнка с компьютером.
Минусы:
· Полностью захватывает сознание ребёнка;
· Отрицательно влияет на физическое развитие детей;
· Повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы;
· Содержание некоторых игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
· Ухудшает зрение ребёнка;
· Способствует возникновению нарушений осанки;
· Способствует развитию гиподинамии (пониженная подвижность);
· Вызывает игровую зависимость.
Плюсы:
· Вызывает положительный интерес к новой технике;
· Развивает творческие способности ребёнка;
· Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;
· Позволяет развивать воображение ребёнка;
· Воспитывает внимательность, сосредоточенность;
· Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;
Рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Бабушки вспоминают, что в свое время детей оставляли дома на целый день — и ничего. Многие даже не сомневаются, что и годовалого малыша можно оставить одного дома...
Но следует понимать, что каждый ребенок уникален и взрослеет по-своему: у каждого свой темперамент, многое зависит и от родителей. Не следует подстраиваться под чужое мнение. Каждый родитель сам должен чувствовать, когда придет время, и ребенок будет готов оставаться дома один. Не обращайте внимания, если соседке или свекрови кажется неправильным, что вы везде и всегда берете ребенка с собой. Психологи уверяют, что детей до семи лет одних дома оставлять нельзя.
Как обезопасить своих детей от несчастного случая, и стоит ли оставлять ребенка одного дома? На этот вопрос мы и попробуем ответить.
Все дети, по своей натуре, любопытны и, каждый день открывают для себя что-то новое. Увидев, как кто-то из родителей поджигает спичку, они хотят попробовать сделать то же самое. Хорошо, если рядом в этот момент окажутся взрослые. А если дети предоставлены сами себе? Познавая новое, и даже не догадываясь о последствиях, они могут поджечь мебель, ковер или занавески на окнах. А дальше остается надеяться только бдительность соседей и на спасателей.
К сожалению, несмотря на совместные усилия МЧС и других ведомств и организаций, в Беларуси ежегодно на пожарах гибнут дети. Конечно, родители не могут постоянно находиться с детьми и контролировать каждое их движение, поэтому необходимо научить их элементарным правилам безопасности. Проще всего проанализировать, какие неприятности могут произойти. Дом – это не просто стены и крыша. Дом состоит из приборов, механизмов, каждый из которых может стать причиной несчастного случая. Нарисуйте вместе с ребенком схему квартиры, отмечая ярким цветом «опасные» зоны. Опишите каждую зону, объясните, почему именно в этой зоне нужно быть особенно внимательным. И если вы сможете научить ребенка правильно пользоваться электрическими приборами, то несчастный случай будет практически исключен. А к газовой плите детям не нужно даже подходить.
Для того чтобы беда не пришла в ваш дом, сформулируем основные правила, которые должен знать каждый родитель.
Следует объяснить вашему ребенку:
-простые физические законы (поджечь – загорится, не закрыть кран – зальет, сунуть металлический предмет в розетку – ударит током);
-правила поведения в экстремальных и экстренных ситуациях (при обнаружении дыма- покинуть помещение и позвонить пожарным; залить огонь водой или закрыть одеялом);
-как пользоваться мобильным и обычным телефоном, вызывая маму, папу, другого родственника или доверенного взрослого;
-что надо обращаться за помощью к соседям, в службу МЧС по телефону 101 или 112;
Итак, подведем итог. Для того, чтобы быть спокойным за свое чадо, желательно не оставлять его без присмотра. Ведь даже соблюдение всех необходимых правил безопасности не способно застраховать от несчастного случая. Сознание того, что ваш ребенок знает о правилах поведения в экстремальных ситуациях, позволит вам чувствовать себя намного спокойнее. Ведь только знание элементарных требований безопасности и уверенность в том, что ваши дети эти требования выполняют, позволит ответить на главный вопрос – «Оставить – не оставить...?»
Щучинский РОЧС
В нашей стране ежегодно констатируются факты гибели и травматизма детей. Цифры статистики детского травматизма не могут оставить равнодушным ни одного взрослого человека. В структуре всего детского травматизма бытовые травмы – самое распространенное явление. На их долю приходится около 70% всех несчастных случаев. Меньше всего травм зарегистрировано у детей первого года жизни, с 3 до 6 лет травматизм увеличивается более чем в 3 раза. Максимальный уровень травматизма отмечается у подростков. Травматизм детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизиологических особенностей и физических возможностей своих детей. Для того, чтобы предупредить травматизм, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания.
Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные травмогенные ситуации:
В младенческие годы, когда ребенок начинает познавать окружающий мир, основными причинами травм являются ожоги кипятком и падения с высоты. Малыши падают с пеленальных столов, кроватей, из колясок и даже из маминых рук. Любят закрывать самостоятельно двери, забывая вовремя убрать пальцы, с удовольствием перебирают содержимое различных коробок и шкатулок, в которых могут оказаться иголки, лезвия, лекарства, различные реактивы, и другие опасные для них предметы. Также опасно оставлять малыша на диване или на неогражденной кровати, ставить рядом с его постелью электронагревательные приборы.
С 3-х лет дети становятся особенно активными и любопытными. Исследуют плиту, утюг, обогреватель и получают ожоги. Тянут в рот шнуры от электроприборов, втыкают в отверстия штепсельной розетки булавки, шпильки, спицы, в результате чего случаются электротравмы. Происходят и химические ожоги продуктами бытовой химии, различными кислотами, например уксусной эссенцией. Только одного глотка этой жидкости достаточно, чтобы получить тяжелые ожоги глотки, гортани и пищевода. Дети получают ожоги при опрокидывании на себя посуды с горячим содержимым, когда на какое-то мгновение остаются без родительского внимания.
7-13 летние дети очень любят разводить костры, в которые бросают использованные баллончики аэрозолей, дезодорантов и получают тяжелые ожоги пламенем, которые могут привести к инвалидности или даже смерти. Травмы могут причинить различные колющие и режущие предметы – остро отточенные карандаши, ручки, циркули, кнопки, угольники, ножницы и другие при неосторожном их применении и баловстве.
14-15 летние подростки чаще получают травмы из-за нарушения техники безопасности при катании на электросамокатах, велосипедах, скейтбордах, роликах, а также ожоги из-за неосторожного обращения с ЛВЖ. Немало травм происходит из-за постоянного использования различных гаджетов. С телефоном подростки не расстаются ни дома, ни на улице. Даже умудряются пользоваться, идя по пешеходному переходу. Музыка, звучащая из наушников, не всегда позволяет услышать сигнал автомобиля. Различные травмы (в т.ч. падение с высоты) случаются у «любителей селфи» и подростков, зависимых от социальных сетей.
Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, прежде всего, сами родители должны показывать достойный пример поведения. Ведь основная ответственность за предотвращение повреждений в быту лежит на родителях; рациональная организация ухода за детьми, осторожность, ответственность, самодисциплина должны играть ведущую роль в предупреждении опасных ситуаций. Задача родителей максимально обезопасить своего ребёнка – привить навыки осмотрительности, дисциплинированности и безопасного поведения.
Щучинский РОЧС